История средств оплаты

С момента ввода в строй Барнаульского метрополитена в 1974 году, стоимость проезда составила 5 копеек за одну поездку. Для оплаты использовались билеты или проездные документы. Проход осуществлялся через контрольные пункты. В штате каждой станции находилось около десяти контролёров и кассиров.

Чуть позднее в 1979 году на Ленинской линии появились первые автоматические турникеты с приёмником для специально выпущенных металлических жетонов. К 1984 году все станции были оборудованы турникетами и монеторазменниками. Специальные устройства «Б-85» меняли монеты достоинством в 10, 15 и 20 копеек на соответствующее количество жетонов.

В 1991 году стоимость проезда впервые выросла до 15 копеек за жетон. В последующие несколько лет сумма несколько раз индексировалась: 1992 год — 1 руб., 2 и 5 рублей, 1993 год — 10 и 15 рублей; 1994 год — 50 и 100 рублей; 1995 год — 200 рублей; 1996-1997 годы — 500 рублей. В 1998 году после деноминации стоимость проезда составила 50 копеек. В последующие годы сумма также изменялась, в целом наравне с остальными видами городского пассажирского транспорта Барнаула, около 1 рубля в год. По состоянию на 2011 год цена 1 жетона — 9 рублей.

Вместе со стоимостью проездных билетов, менялась и их форма. Сначала это были бумажные отрывные билеты, а с 1979 года появились металлические жетоны. На жетоне первого образца изображалась эмблема Барнаульского метрополитена, а также пятиконечная звезда. В 1996 году были выпущены новые жетоны, используемые и по сей день. На лицевой стороне сохранился логотип метро, а вот на реверсе осталась лишь надпись «Барнаул». В 2003 году введены дополнительные пластиковые жетоны белого цвета для оплаты багажа. На лицевой стороне — эмблема, а на обороте указан PIN-номер жетона. Они отличались от обычных тем, что их не нужно было вставлять в жетоноприёмник — достаточно было приложить к специальному кругу на турникете. Также можно было на одном жетоне иметь несколько поездок.

Рис. 1 и 2 — жетона образца 1979-1995 годов; 3 и 4 — жетон, используемый с 1996 года; 5 и 6 — багажный жетон, действующий с 2003 года.